Почему именно индуизм? Потому, что это одна из древнейших культур, дошедших до нас, которая до сих пор представляет для внушительной части населения Земли систему ценностей, религиозных и философских взглядов. Это проверенное веками учение, которое оказало серьезное влияние на многие культуры. Итак, основные добродетели в индуизме. Я позволю себе где-то напрямую цитировать замечательную книгу Д.С. Шарма "Азбука индуизма".
"Почти все известные человеку добродетели определяются в каждой религии. Но каждая религия выделяет лишь несколько из них, и старается подчинить остальные одной или другой из этих главных добродетелей. Именно главные добродетели, выделяемые данной религией, определяют ее
индивилуальность."
Не только для индуизма, но и для всей культуры Индии основными почитаемыми добродетелями являются следующие:
- чистота (
саттва шудхи)
читать дальшеЧистота. Под ней подразумевается неразрывная связь между чистотой физической и чистотой духовной. В индуизме установлены особые требования по уборке и содержанию дома, по приготовлению и приему пищи. Можно подумать, как это может быть связано с душой? Но именно чистота и порядок внешний, служит способом достижения чистоты внутренней, то есть "имеют целью внущить мысль о чистоте ума и духа."
Тем не менее чистота подразумевает под собой не только читоплотность, но и прямоту, искренность, чистоту мыслей, отсутсвие зависти, гордости и злобы. - самоконтроль (
шама и дама)
читать дальшеСамоконтроль. Казалось бы, с этим все ясно. Особенно нам понятно, что такое самокнтроль, когда его явно не хватает В данном случае, в первую очередь под самоконтролем подразумевается дисциплина плоти и духа, которая помогает нам искоренять грехи плоти (обжорство, пьянство и т.п.) и ума (лицемерие, гордость, фанатизм). Самоконтроль же подразумевает под собой скромность, смирение, самопожертвование, самоотверженность.
Обретение человеком даже двух этих добродетелей: чистоты и самоконтроля, посволяет ему быть названым вишуддатмой и виджитатмой, что означает "тем, кто очистил себя и победил себя".
При этом очень важно не путать самоконтроль с аскетизмом. Индуизму не редко приписывают желания всех людей сделать сухими аскетами. Это вовсе не так. Ни с кого не спрашивается больше, чем он может дать в этой жизни. Если человек не чувствует в себе сил пойти по пути аскетизма и глубокой духовной жизни, то с него будет достаточно жизни порядочного домохозяина.- непривязанность (
вайрагья)
читать дальшеНепривязанность. Одна из сложных для принятия добродетелей, ведь она подразумевает свободу от земных уз. Привязанность к людям, к вещам, к своим суждениям очень сильны у многих людей, особенно в молодости и особенно в мирное время. На пороге смерти или в трудные годины, во время стихийных бедствий, многим удается увидеть, насколько непрочны эти связи, ведь они временны, как и временно наше пребывание в этом мире, в этом теле. Увы, но сердца многих людей могут страдать лишь из-за утраты собственности, подчас пустяшной, вроде телефона или вазы. Это говорит о том, что в действительности человеку еще не приходилось размышлять о сути своей жизни, о ее назначении. Но если с утратой вещей все еще разрешимо, то самый коварным момент: как понять, что наша привязанность к любимым и родным людям, не является добродетелью. Ведь разве можно быть непривязанным к нашим родителям, детям, возлюбленным? "Чистая любовь, которую познают наши сердца в кругу семьи, должна постепенно растпространяться на все, что существует. Пока мы смотрим на тех, кто нам дорог, только как на часть целого, наши привязанности не свободны от эгоизма. Друзья приходят и уходят, но дружба остается навсегда. Смерть уносит тех, кого мы нежно любим, но она не может унести любовь из нашего сердцв. Поэтому я говорю, что дружба более реальна, чем друзья, и любовь более реальна, чем любимые. Любовь, дружба, сострадание, доброта есть качества божественные; и чем больше мы стремимся взрастить и укрепить их в наших сердцах, тем ближе мы становимся к Богу. А взращивать и укреплять их - не значит быть слепо привязанными к предмету этих чувств. Конечно, любить своих родных и друзей есть качество человеческое; но выйти за пределы такой ограниченной любви есть качество божественное".- правдивость (
сатьям)
читать дальшеПравдивость. Думаю, объяснять, что есть правдивоть не стоит столь просвещенной публике. Добавлю лишь, что правдивость означает также правильное поведение, справедливость, истину в знании, честность, искренность, верность, терпение, понимание красоты в ее различных формах. - ненасилие (
ахимса)
читать дальшеНенасилие. "Ненасилие - есть высший закон. Ненасилие имеет два аспекта - пассивный и положительный. В пассивном аспекте оно означает стремление не причинять боли любому существу любым способом. В положительном аспекте оно означает совершенную любовь во ко всем существам. Ненасилие есть совершенное состояние. Это цель, к которой человечество движется естесственно, хотя и бессознательно.... Самообуздание является обязательным. Возмездие - это потворство своим слабостям, требующее тщательного контроля." Из добродетели ненасилия родился принцип вегетарианства, который индуизм ставит выше употребления мяса, так как убивать животных - это большее насилие, чем срезать овощи. Тем не менее индуизм не настаивает на вегетарианстве для всех слоев общества, он лишь рекомендует его людей, желающих достичь более высокого духовного уровня. Истинная ахимса, то есть ненасилие включает в себя мягкость, вежливость, доброту, гостеприимство и любовь.
Вот таковы основные добродетели индуизма. Тем не менее такая концепция не ограничена пространством и временем, как, собственно, не ограничена и человечеством
Очень надеюсь, что этот краткий экскурс в культуру индуизма оказался интересным и познавательным. Буду рада ответить на ваши вопросы и размышления в комментариях